Статьи : Общественный Комитет по противодействию коррупции : Советы и комитеты : Торгово-промышленная палата нижегородской области

Статьи

Самсонова Анна Александровна,

заместитель генерального директора

Торгово-промышленной палаты Нижегородской области


Проблематика коррупции

Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральных устоям общества. Коррупция способствует падению престижа страны на международной арене, искажается реальная политическая конкуренция.


По данным УБЭП ГУВД по Нижегородской области, за 12 месяцев 2009 года число пресеченных коррупционных преступлений увеличилось с 1098 до 1185, выросло с 54 до 253 количество выявленных преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, зафиксировано 236 фактов взяточничества. За 2 месяца 2010 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) число пресеченных коррупционных преступлений увеличилось на 115% и составило 183. Число пресеченных фактов взяточничества увеличилось на 16% (42 случая).


По мнению специалистов, взяточничество является одним из латентных преступлений, дают и получают взятки без свидетелей, поэтому вопросы доказывания такого преступления достаточно проблемны. Согласно проведенным исследованиям экспертов по коррупции, из десяти случаев взяточничества в девяти речь идет о даче взятки. Эксперты – специалисты по коррупции после анализа ситуации в этой области пришли к выводу, что в судебном порядке привлекаются к ответственности только 0,002 процента от всех лиц, получивших взятку.


Торгово-промышленная палата Нижегородской области уделяет особое внимание проблемам противодействия коррупции и административным барьерам. В этой связи Палатой проводится ежегодный антикоррупционный мониторинг с участием бизнес-сообщества и граждан региона. За четыре года в анкетировании приняли участие более 8500 респондентов.


Понятие коррупции население нашего региона толкует по-разному, так, например, большинство – 35,4% опрошенных – считают, что это злоупотребление служебным положением в личных целях, а 31,3% продолжают узко трактовать ее и сводят только к даче/получению взятки. Следует отметить, что в зависимости от вида респондентов терминология меняется. Мнение предпринимателей и обычных граждан Нижегородской области по определения понятия «коррупция» совпадает, а представители служащих городской и районных администраций, ввиду специфики своей профессиональной деятельности, в 26,2% случаев на второе место ставят хищение бюджетных средств.


В нашем обществе преобладает мнение, что взяточничество – это «частое и неизбежное явление». Варианты, описывающие неоспоримое наличие взяточничества, но отводящие ему неодинаковую роль в современной действительности (от неизбежности обсуждаемого явления до его абсолютной факультативности), набрали наибольшее количество голосов. В 2009 году с проявлением коррупции приходилось сталкиваться 90% (86,5% – 2008 год, 84% – 2007 год) граждан. Таким образом, происходит ежегодное увеличение количества респондентов, которые участвуют в коррупционных отношениях.


Наиболее коррумпированной опрашиваемая аудитория бизнес-структур посчитала милицию
– 37% (2007 год), 19% (2008 год), 15% (2009 год).


Несмотря на отмеченные высокие коррупционные риски у органов здравоохранения, в 2007 году 40% респондентов поставили данную службу на первое место, в 2008 году произошло снижение до 12% и незначительное увеличение, до 13%, в 2009 году.


Свои выводы о степени коррумпированности опрошенные в равной степени основывали на личном опыте (в среднем 45% за 2007–2009 годы) и сообщениях СМИ (в среднем 30%), чуть меньшее число респондентов основывает свое мнение на сведениях, полученных от друзей и знакомых (около 20%).


Суммарный объем незаконных платежей (в форме денег, подарков, протекции или услуг) представителям государственных органов, в том числе образовательных, медицинских или иных организаций, за 12 месяцев составил в большинстве случаев менее 10 тысяч рублей, что говорит не столько о низких ставках незаконных вознаграждений, а о распространенности коррупции повсеместно (вне зависимости от величины структуры) и о необходимости оплачивать должностному лицу выполнение самых мелких его обязанностей. Отдельные виды услуг (например, содействие в конкурентной борьбе и обеспечение победы в тендерах) предполагают более высокий уровень вознаграждения – свыше 50 тысяч рублей.


При анализе полученных данных можно сделать вывод, что предприниматели, работающие в пределах города Нижнего Новгорода, апеллируют большими суммами для незаконного вознаграждения, так, в 42% случаев размер взятки превышал 100 тысяч рублей. Причем имеются анкеты, в которых хозяйствующие субъекты указали сумму свыше 2 млн рублей.


Последствия коррупции опрошенная аудитория равно усматривает в снижении уровня жизни, замедлении экономического развития, системном нарушении прав человека, а также в создании угрозы безопасности государства с небольшим перевесом голосов, приходящимся на второй из упомянутых вариантов.


Большинство специалистов сходится во мнении, что основной причиной любого вида коррупции, в той или иной степени, является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания. Помимо этого, есть основания полагать, что есть некоторые объективные факторы, значительно влияющие на ситуацию. К таким обстоятельствам опрошенная аудитория отнесла следующие явления, упомянутые в порядке убывания количества голосов с интервалом в несколько процентов: чрезмерная бюрократия, человеческий фактор (корысть), недостаточный контроль, низкие заработные платы, несовершенство законодательства.


Что касается стремления государства решить проблему коррупции, то в глазах опрошенной аудитории стремление никак не сходится с реальными действиями. Иллюстрирует данный факт и то, что многим известно о проводимых антикоррупционных программах, однако большинство (около 70%) считает их неэффективными.


Нижегородские предприниматели признают необходимость борьбы с коррупцией, но сами пока не готовы принимать в ней активное участие.
Так, например, 40% (2008 год), 42% (2009 год) респондентов не готовы и не сообщили бы о фактах коррупции, 50% (2008 год), 51% (2009 год) готовы сотрудничать с органами, но только анонимно, так как опасаются за свою личную безопасность, и только 9% (2008 год), 8% (2009 год) обратились в уполномоченные структуры и оставили всю контактную информацию о себе.


Наиболее целесообразными мерами по противодействию коррупции с точки зрения опрошенных в 24,5% случаев посчитали укрепление правовой системы государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства. За внедрение более суровых санкций контроля проголосовало от 22 до 32% респондентов.


И, наконец, от 14 до 22% опрошенных отвели главную роль в борьбе с коррупцией вовлечению граждан в антикоррупционную деятельность посредством юридического и этического просвещения и повышения осведомленности, отказа от дачи взяток и сообщения о случаях коррупции.


Восприятие и отношение респондентов к проблеме, которые изучаются в исследованиях подобного рода, могут и не отражать полностью объективный статус коррупции. С другой стороны, данный мониторинг оказывается полезным в понимании если и не действительной ситуации, то видимости данной проблемы, которая может влиять на общественное мнение. Такая информация исключительно важна в полемике по вопросам государственной политики, в выработке значимых и результативных решений проблемы.


Необходимо отметить достаточно активное участие населения в анкетировании и одобрение им такой инициативы. В то же время представители бизнес-структур отнеслись к данной акции несколько пассивно.

Чупрова Антонина Юрьевна,

председатель общественного комитета

по противодействию коррупции

при Торгово-промышленной палате

Нижегородской области


Административные барьеры в бизнесе


Административные барьеры являются серьезным препятствием при осуществлении предпринимательской деятельности. За последнее время государством приняты серьезные меры по решению данной проблемы, выработана единая государственная политика, направленная на ликвидацию административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, разработан пакет антикоррупционного законодательства, в который также входят Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон от 26.12.2008 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», которыми исключены внепроцессуальные полномочия органов внутренних дел.


Проведенный анализ действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления контролирующим органам информации, составляющей коммерческую тайну, а также иных документов и материалов о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяет сделать вывод о возможности бесконтрольного административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов.


В отдельных случаях вмешательство контролирующих органов носит заказной характер и направлено на дестабилизацию деятельности предприятия в целях ослабления его экономической позиции на рынке для последующего рейдерского захвата или с целью получения информации из разряда ноу-хау для ее дальнейшей перепродажи конкурирующим организациям.


Закрепленные статьями 6 и 13 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» правовые механизмы защиты субъектов предпринимательской деятельности в виде права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, отказаться от ее предоставления, а также установления требований к контролирующим органам по созданию условий, обеспечивающих охрану конфиденциальности предоставляемой информации, не обеспечивают всего комплекса мер, направленных на предотвращение случаев необоснованного вмешательства в хозяйственную деятельность организаций и оказания на них административного давления.


При этом необходимо отметить, что этот Федеральный закон не содержит механизмов контроля за деятельностью уполномоченных органов, что увеличивает возможность коррупционных проявлений в процессе осуществления возложенных на указанные органы функций.


В соответствии со статьей 10 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» органы внутренних дел вправе истребовать необходимые сведения, документы, копии с них не только в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности, уголовного судопроизводства и административного расследования, но и при реализации иных полномочий, возложенных на органы внутренних дел федеральным законодательством. Таких полномочий в соответствии со статьями 10, 11 Закона о милиции в настоящее время насчитывается более 35, в т.ч. обеспечение правопорядка, выдача разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и др. Необходимость исключения возможности бесконтрольного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов со стороны органов внутренних дел при реализации иных полномочий требует установления порядка согласования органами прокуратуры направления запросов органами внутренних дел при осуществлении названных полномочий.


Нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» также не содержат правовых механизмов защиты хозяйствующих субъектов от необоснованного истребования органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля документации о деятельности организаций.


Целесообразно упорядочить механизм истребования информации у хозяйствующих субъектов (следует добавить элемент контроля со стороны прокуратуры при проведении проверок хозяйствующих субъектов для снижения административных барьеров, предотвращения рейдерства, промышленного шпионажа, недобросовестной конкуренции, коррупции в форме превышения должностных полномочий). Данные изменения необходимы в связи с увеличением числа проверок и запросов информации о деятельности хозяйствующих субъектов, обращений предпринимательского сообщества с жалобами на злоупотребление полномочными органами своими правами, использование данного механизма конкурентами.


В 2009 году наибольшее количество проверок на территории Нижегородской области проведено органами Роспотребнадзора и МЧС России – 3716 и 3600 соответственно. По сведениям статистической отчетности за 3 месяца 2010 года, управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области проведено 1787 проверок, в том числе документарных. По информации контролирующего органа, за указанный период юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в связи с осуществляемыми в отношении них мероприятиями по контролю, а также в целях получения каких-либо сведений, материалов и информации направлен 281 запрос. За период 2009 года управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области направлено 642 подобных запроса.


Несмотря на то, что за период 2009–2010 годов количество внеплановых проверок, проводимых органами контроля, сократилось в среднем наполовину, а количество проверок, проводимых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, сократилось по сравнению с 2008 годом на 64,7%, это не решило проблемы хозяйствующих субъектов. Так, количество плановых проверок возросло более чем в 2,5 раза.


Следует отметить, что только в 1 квартале 2010 года органами прокуратуры выявлено 1169 нарушений закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Несмотря на снижение административной нагрузки в целом, число вмешательств государственных органов в хозяйственную деятельность организаций еще велико. В период 2009 – 1 квартала 2010 года органами государственного пожарного надзора в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направлен 28531 запрос, органами Роспотребнадзора – 923 запроса.


Следует отметить, что зачастую объем запрашиваемой и истребуемой у хозяйствующих субъектов информации при выявлении обстоятельств в рамках определенных расследований и проверок, возбужденных по другим основаниям при осуществлении процессуальных действий (финансовая отчетность перед кредитным комитетом, оригиналы документов перед проведением конкурса, истребование информации во время привлечения инвесторов) является несоразмерным.


Действия, направленные на приостановление деятельности юридических лиц, основанных и возбужденных на основании обращений в компетентные органы с целью дестабилизации бизнеса и его последующего завладения, например, ОАО «НМЖК», ОАО «Лысковский пивзавод «Волга», ОАО «Русполимет», ОАО «Пембенский стекольный завод». Основным способом воздействия на данные бизнес-структуры являлась выемка финансово-хозяйственной документации в соответствии с вынесенными судебными актами. Указанные организации предприняли серьезные правовые и финансовые усилия для защиты своей правовой позиции. Такие примеры являются частными случаями, основная масса похожих ситуаций носит латентный характер.


В результате работы в Торгово-промышленной палате Нижегородской области горячей линии по коррупции и административным барьерам произошло перераспределение обращений в сторону значительного роста жалоб на необоснованность истребования информации у юридических лиц и ИП.


Считаем, что порядок согласования с органами прокуратуры мотивированного запроса органов контроля формализует процедуру истребования сведений, однако дополнительно обеспечивает гарантии прав субъектов предпринимательства и минимизирует необоснованные вмешательства в их деятельность.


Также предлагаемый порядок согласования мотивированных запросов предполагает повышение уровня ответственности должностных лиц органов контроля при реализации полномочий по контролю.


С целью оптимизации и конкретизации полномочий контролирующих органов целесообразно рассмотрение вопроса о внесении изменений в действующее законодательство, регулирующее вопросы предоставления данным органам информации о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе информации, составляющей коммерческую тайну.

создание сайта и хостинг

© ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Rambler's Top100 HotLog
Адрес: 603005, Россия, Нижний Новгород, пл. Октябрьская, 1
Телефон: (831) 419-42-10, Факс: (831) 419-40-09, E-mail: tpp@tpp.nnov.ru
Hosted by uCoz